Если вы хотите забронировать жилье на Airbnb, доставить еду, оплатить счет, пообщаться с друзьями и пригласить к себе в квартиру персональную массажистку, сколько приложений вам понадобится? Если вы живете в приличном азиатском городе, скорее всего, вам понадобится только одно — «суперприложение».
Хотя большинство из них еще не распространились за пределы Азии, такие приложения, как WeChat, Alipay, Grab, Go-Jek, Paytm, Kakao и Line, становятся неотъемлемой частью жизни во многих странах. Большинство из них начиналось с нескольких функций, таких как общение с друзьями, оплата или заказ поездок, но по сути превратилось в миниатюрные операционные системы на всю жизнь.
Модель суперприложений имеет смысл: это простой способ получить доступ ко множеству различных сервисов, экономит место на телефоне и освобождает пользователей от необходимости искать множество разных приложений. Однако есть и существенные недостатки, особенно когда речь идет о конфиденциальности и конкуренции.
Эта тенденция распространяется и в Латинской Америке – еще одной культуре, ориентированной на мобильные устройства. Североамериканские и европейские компании, такие как Facebook, Uber и Amazon, также рассматривают возможность стать региональными суперприложениями. Но поскольку во многих сервисах суперприложений уже доминируют отдельные компании, даже этим технологическим гигантам будет непросто стать чем-то близким к западному WeChat.
Читайте также: 5 лучших приложений для совместного использования поездок для вашего телефона
Суперзвезды приложений
Без сомнения, нынешним королем суперприложений является WeChat от Tencent – приложение, которым пользуется более двух третей населения Китая, причем многие из них в среднем по несколько часов в день. WeChat и его конкурент Alipay настолько часто используются для мобильных платежей, что платить за покупки наличными или картой становится непросто.
Обмен сообщениями, социальные сети, новости, электронные платежи, продажа билетов, заказ автомобилей, игры, финансовые услуги, доставка еды, билеты в кино, отели, авиабилеты, прием в больнице, стрижка собак – список вещей, которыми можно заняться WeChat и/или Alipay потенциально безграничны. Вы даже можете создавать игры и приложения, существующие внутри WeChat, и использовать существующую инфраструктуру приложения для обмена сообщениями и платежей.
Однако здесь также очевидны некоторые из самых больших недостатков суперприложений. Масштаб WeChat и Alipay эффективно подавляет конкуренцию, поскольку любой, кто хочет предложить пользователям новую услугу, обычно делает это через одно из этих приложений. Конфиденциальность также является серьезной проблемой, поскольку чем больше вещей пользователи могут делать в одном приложении, тем больше это приложение может о них узнать, а это немаловажно в стране, которая работает над внедрением 7.
Практически каждое второе суперприложение представляет собой «облегченную» версию WeChat. Они агрегируют услуги таким же образом, но вы вряд ли откроете их, пока не придет время заказывать еду или ездить. Они удобны, но большинство пользователей не относят их к одной категории с электричеством и Интернетом. Тем не менее, они по-прежнему многое делают, и все перечисленные ниже приложения заслуживают внимания:
- Go-Jek (Индонезия и Юго-Восточная Азия): более 20 услуг, от мобильных платежей до мобильных массажистов.
- Grab (Сингапур и Юго-Восточная Азия): один из самых успешных стартапов Юго-Восточной Азии. Он начинал с такси, а теперь используется для электронных платежей, доставки еды и ряда других функций.
- Paytm (Индия). При поддержке Alibaba (входит в Alipay) компания Paytm предоставляет населению Индии электронные платежи, финансовые услуги, услуги такси, покупки и множество других услуг.
- Rappi (Колумбия и Латинская Америка): оно начиналось как приложение, которое связывало пользователей с курьерами, которые могли забрать и доставить практически все, что угодно, но затем оно переходит в такие области, как электронные платежи, совместное использование скутеров и финансовые услуги.
>
Суперприложения: заходите в ближайший к вам магазин приложений?
В настоящее время в Европе, Австралии, Африке, США и Канаде нет приложений, которые можно было бы назвать «супер». В частности, в США это является результатом постепенного развития цифровых товаров и услуг, когда инновационные компании захватывают и защищают различные территории. Япония и Корея находятся в похожей ситуации. Хотя Line и Kakao являются суперприложениями, более постепенное развитие их цифровых сервисов означало, что у одной компании было меньше возможностей выйти и захватить значительную часть нескольких рынков.
Конечно, каждая компания по-прежнему хочет быть таким суперприложением, поэтому они, тем не менее, стараются. У лидера Facebook Messenger Дэвида Маркуса в прошлом было назвал WeChat «вдохновляющим» , и если вы следите за развитием приложения за последние несколько лет, вы заметите некоторые параллельные изменения. Их переход к платежам с помощью Libra — это особенно большой шаг в направлении «суперприложений», но количество встреченных ими противодействий иллюстрирует тяжелую борьбу, с которой им предстоит столкнуться.
Uber также заявил о своем намерении стать «операционной системой для повседневной жизни». Они начали с объединения Uber и Uber Eats в одно приложение и расширили доступные варианты транспорта. У них теперь даже есть грузовая компания — Uber Freight, если вы не знали.
А еще есть Amazon, который уже претендует на статус суперприложения в Индии, предлагая электронные платежи, бронирование авиабилетов, заказ поездок, доставку еды и многое другое — напрямую или через приобретенные компании.
Нужно ли нам вообще суперприложение?
Суперприложения, несомненно, удобны и делают жизнь немного проще, но объединение этих сервисов под одной корпоративной крышей может оказаться не лучшей идеей для цифровой экосистемы в долгосрочной перспективе. Конкуренция помогает стимулировать инновации и не позволяет какой-либо компании обладать слишком большой властью.
Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что в итоге мы получим несколько разных экосистем с характеристиками суперприложений. Messenger и Uber, возможно, не станут американскими WeChat и Grab, но, вероятно, добавят некоторые полезные функции, чтобы добиться этого.
Изображение предоставлено: Снимок экрана WeChat, Схватить , ГоДжек , Убер , Paytm