Иногда мне нравится возвращаться с ностальгией и взглянуть на программное обеспечение, которым я пользовался в детстве. И недавно один из них удивил меня своей разработкой: GeoGebra, инструмент динамической геометрии, написанный на Java. На самом деле меня удивило не то, что программа вдруг стала лучше (она всегда была очень хорошей), а скорее открытие того, насколько она завершена. Существует несколько способов использования GeoGebra. Вы можете придерживаться уровня средней школы и просто использовать его для рисования фигур. Или вместо этого вы можете пойти прямо из средней школы и совместить это со сценариями и необычными функциями.
Установка
Начиная с Ubuntu 10.10, GeoGebra находится в официальных репозиториях. Поэтому вы можете установить его через вашу любимую командную строку:
если вы используете Gnome,
sudo apt-get install geogebra geogebra-gnome
или для KDE,
sudo apt-get install geogebra-kde
Если вы используете более старую версию Ubuntu или не используете Ubuntu, я предлагаю вам найти дополнительный репозиторий или заглянуть на официальную страницу загрузкидля Linux.
Первые шаги
Как я уже говорил ранее, GeoGebra очень полна на нескольких уровнях. Сейчас я попытаюсь дать вам небольшое представление обо всех этих уровнях. Первый — наиболее очевидное использование программы: рисование геометрических фигур, как если бы вы использовали традиционный циркуль и линейку. Становится возможным нарисовать квадрат с математической строгостью, основываясь только на окружности, параллельных и перпендикулярных линиях.
Объекты, которые вы можете использовать, легко доступны; вы можете выбрать нужный вариант из хорошо организованных групп. Например, создание перпендикулярной линии относится к той же категории, что и параллельные. С другой стороны, вы можете выбирать между линией и сегментом с помощью одной и той же кнопки.
Второй уровень — это возможность отображать функции в виде графиков. Может оказаться очень удобным провести кривую по формуле и заставить точку двигаться вдоль нее. Для этого вы можете просто ввести уравнение типа «y=2x» в нижнем текстовом поле, и появится линия.
Тогда становится возможным добавить точку на эту кривую как связанный объект: даже если вы измените формулу, точка будет следовать за кривой и оставаться на ней. И наоборот, вы можете изменить свойства точки через диалоговое окно.
В программе вы также найдете простую систему электронных таблиц с некоторыми базовыми функциями, которые может предложить программа такого типа. Вы можете использовать формулы, сортировать и складывать данные вместе. Существует даже опция вычисления вероятности.
Наконец, GeoGebra объединяет определенный уровень сценариев и взаимодействия с пользователем. Вы можете добавить на лист объект, например курсор. Его перемещение повлияет на переменную, которую вы можете назвать и использовать в других формулах. Я привел простой пример: я связал курсор с линией, определенной уравнением y=2x+b. Перемещение курсора изменит значение b и, следовательно, определит точку пересечения линии по оси Y.
Конечно, с такой системой можно делать и более интересные вещи, и эксперты даже могут использовать JavaScript или HTML5 для взаимодействия с GeoGebra.
Заключение
Программа настолько хорошо разработана, что вы можете решить большинство своих проблем, проверив ее самостоятельно. Довольно редко можно найти программу, которая была бы настолько полной на разных уровнях использования, но при этом оставалась бы простой и хорошо организованной. В качестве альтернативы я также могу предложить вам такие программы, как Kig, Dr Geo, Geonext, CaRMetal.
Что вы думаете о GeoGebra? Вы его используете? Вы предпочитаете и альтернативу? Или у вас есть сценарий, которым вы хотели бы поделиться? Пожалуйста, дайте нам знать в комментариях.