§ 1. Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

В настоящее время для общества, а также для экономических, социальных и политических отношений, переживающих процесс обновления и либерализации, необходима действующая в соответствии с данными процессами система образования. Поэтому система образования является приоритетным направлением в сфере социального прогресса Республики Узбекистан. Как правило состояние национальной экономики зависит от специалистов, работающих в ней, профессиональная подготовка которых в свою очередь зависит от развитости уровня системы образования. Сфера образования является одной из множеств инструментов достижения экономического роста. Президентом нашей республики на основе концепции социально-экономического и приоритетного развития в условиях модернизации экономики и структурного преобразования уделяется огромное внимание дальнейшему усовершенствованию системы переподготовки и квалификации профессиональных кадров. Важнейшей целью реформ, проводимых в нашей республике — является формирование здорового и гармоничного, образованного, обладающего высокими духовно-моральными качествами поколения. Под понятием адаптации системы образования к новым условиям понимается самостоятельное мышление учащегося, изучение своих прав и обязанностей в процессе обучения. По настоящему развитое демократическое, правовое государство формируется только на основе жизнедеятельности в соответствии с законом. Национальная модель подготовки кадров, разработанная нашим Президентом, имеет ряд своеобразных особенностей.

Модели человеческого капитала

Во многих странах упрощена процедура индивидуальных и коллективных увольнений. Широко используется гибкий порядоквыхода на пенсию, предусматривающий возможность раннего выхода на пенсию для пожилых работников или возможность для них работать неполное рабочее время с сохранением прежней или несколько уменьшенной заработной платы. Происходит усиление гибкости в организации и регулировании трудового посредничества при найме работников.

На Студопедии вы можете прочитать про: Модель инвестиций в человеческий капитал. Подробнее.

Отправляемся в Таиланд Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал в современной России. В социалистический период развития в нашей стране была построена особая система инвестиций в образование населения, которая была вполне адекватна существовавшим тогда экономическим отношениям. Характерными чертами этой системы было, с одной стороны, то, что для каждого конкретного человека образование было формально бесплатным исключение составляли лишь краткосрочные специализированные курсы, типа курсов иностранных языков и репетиторская предвузовская подготовка абитуриентов , а инвестиции шли в основном по линии государства.

С другой стороны, человек, имевший высокий уровень образования, не получал значительных экономических выгод. Государственное регулирование заработной платой не допускало значительной дифференциации в оплате труда, да и имевшаяся дифференциация отражала скорее не содержание и сложность труда или ответственность работника, а некие идеологические предпочтения или необходимость срочного решения каких-либо проблем.

Главной задачей системы высшего образования было обслуживание социалистической экономики, которая функционировала неэффективно и развивалась преимущественно за счет экстенсивных факторов в частности, за счет экономически нерационального наращивания числа специалистов с высшим образованием, подготавливаемых по недостаточно широкому кругу специальностей.

Тема 4. Человеческий капитал

НазваниеРоссийская модель экономики знаний и система профессиональной подготовки кадров: Особое внимание будет уделено разработке системных предложений по совершенствованию российской экономики знаний, социальным аспектам инновационного развития в рамках российской модели экономики знаний, систематизации международного опыта государственной поддержки института образования в целях повышения инновационной активности молодежи.

Важнейшим направлением исследования является разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности реализации государственной стратегии развития системы профессиональной подготовки кадров в рамках экономики знаний. Актуальность научной проблемы исследования определяется необходимостью:

В работах [2–5] предложены модели оптимизации инвестиций в человеческий капитал, отличающиеся выбором целевой функции, горизонтом.

Увеличение дифференциации вознаграждения в зависимости от уровня образования Растут Изменяются в зависимости от обоснованности дифференциации Увеличение пенсионного возраста Изменяются в зависимости от обоснованности этого решения Улучшение качества обучения Растут Растут Выгоды от образования представляют совокупность выгод во времени или сумму ежегодных выгод для предстоящего периода трудовой деятельности после получения образования.

В чем состоит экономическая сущность человеческого капитала? Назовите основные принципы формирования человеческого капитала. Какова взаимосвязь качественных характеристик профессионально подготовленной рабочей силы и эффективности образования? В чем состоит особенность определения эффективности образования? В чем состоят общественные выгоды образования? Какова методика непрерывности получения общих знаний, умений и профессиональных навыков в процессе трудовой деятельности работника?

Какова взаимосвязь наука — образование - производство? Какие факторы влияют на формирование человеческого капитала? Как, при прочих равных условиях, повлияет эта реформа на приток студентов в колледжи?

Человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал

Модель инвестиций в человеческий капитал. Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу обязательное обучение в момент времени . Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок уже в году , либо продолжить обучение в течение - лет.

Такое решение потребует прямых инвестиций в размере цена обучения, книги и т. Зато его доход очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии .

Автореферат диссертации по теме"инвестиции в человеческий капитал как . Предложена модель расчета эффективности инвестиций в инновации.

Если в начале в. Физический капитал за последние 20—30 лет существенно увеличился в размерах и зна-чительно обновился технологически, прежде всего под влиянием информационной экономики. Однако, оценивая его по стоимости, можно отметить, что его величина примерно вдвое меньше совокупной стоимости человеческого капитала. Под человеческими активами обычно понимают совокупность коллективных знаний сотрудников, их творческих способностей, умение решать проблемы, обладание управленческими на-выками.

Человеческие активы — это качества, присущие людям. Важно лишь распознать, в чем состоят эти качества — знания, навыки и умения отдельного человека. С переходом от индустриального общества к постиндустри-альному, развитием информационных технологий усиливается роль творческих сил личности, участвующей в производственной деятельности.

По этой причине эффективность современной экономики, включая процесс материального производства, во все большей мере определяется интеллектуально-творческим потенциалом и информационными ресурсами. Накопление новых знаний в различных сферах предполагает резкое повышение роли науки в развитии общества. Однако это оказывается возможным только при наличии отлаженных механизмов функционирования науки, ее связей с производством и распространением знаний.

Измерить влияние знаний на управление и бизнес довольно сложно. Трудность заключается в том, что окупаемость вложений в знания требует оценок в длительном периоде. Изменение, как правило, не происходит быстро и необязательно дает моментальный экономический эффект.

инвестиции в человеческий капитал

Повышение качества человеческого капитала в Республике Беларусь Оценки экспертов всех стран мира — от высокоразвитых до развивающихся и бедных — свидетельствуют о том, что отдача от человеческого капитала существенного превышает отдачу от физического капитала. По оценкам Всемирного банка, ещё в г. При этом он тем выше, чем более развитой становится экономика, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие самого человеческого капитала.

Благодаря более качественному образованию и развитости рынка труда люди активнее включаются в освоение новых знаний, компетенций и навыков, становятся более восприимчивыми и отзывчивыми к достижениям научно-технического прогресса, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам, заставляя работать высвободившуюся энергию социально-экономических кризисов на дальнейший рост и развитие. В Беларуси имеет место дисбаланс между номинально высокими показателями уровня человеческого развития и низким уровнем душевого ВВП.

Это заставляет критически переосмыслить унаследованную Республикой Беларусь советскую модель инвестиций в человеческий.

Показано, что одним из оснований такой модели должно стать развитие человеческого капитала. Представлен обзор существующих подходов к изучению человеческого капитала в зарубежных и российских научных школах. Обоснована связь между качеством человеческого капитала и качеством жизни. ."" . Региональное развитие, человеческий капитал, модели роста, социальные институты, инновации, образование, качество жизни.

, , , , , , .

Для чего нужны инвестиции в человеческий капитал

-время принятия решения об образовании - время, когда человек закончил обучение — время на обучение - время окончания трудовой деятельности - суммарная разница получаемых доходов, между образованными и необразованными С1- прямые расходы на обучении С2- альтернативные издержки обучения Сравнивая решения о целесообразности инвестиций в образование, человек сравнивает дисконтированные потоки ожидаемых издержек прямых и альтернативных и ожидаемой разницы доходов.

У каждого человека своя, индивидуальная ставка дисконтирования. Она характеризует предпочтительность настоящего по отношению к будущему. Она тем больше, чем меньше человек думает о совеем будущем, то есть чем менее значимы для него будущие выгоды по сравнению с настоящим. Дисконтированная стоимость ожидаемых чистых выгод от инвестиций рассчитывается по формуле:

Рассмотрим простую модель инвестиций в человеческий капитал на примере принятия решения об образовании. На рисунке представлена.

Беккер полностью обрисовал процесс инвестирования в человеческий капитал, он недостаточно полно учел инвестирование в детей, так что модель почти целиком утрачивает начальный этап воспроизводства человеческого капитала. Если говорить об инвестировании в детей, то оно начинается в момент их рождения, а вернее будет сказать, еще до него. Многое зависит от генетического наследия, которое достается человеку от его родителей.

Кроме того, то, как смогут развиться способности ребенка при помощи его окружения, повлияет в дальнейшем на возможность получить большую отдачу от инвестированных средств во взрослого человека. В ходе взросления человека в него вкладываются средства, которые на определенном этапе начинают приносить доход, но до этого представляют собой убыточные вложения. Больший отрезок периода такой убыточности приходиться на время, когда средства вкладываются в детей, так как до определенного времени возможность использования их человеческого капитала в получении прибыли ограничена, а на начальном этапе вообще невозможна.

Большое влияние на увеличение человеческого капитала в тот момент, когда средства вкладываются в детей, имеет и количество вложенных средств. Оно напрямую зависит от дохода се-мьи, в которой растет ребенок, а также от желания родителей потратить определенное количество средств на развитие, образование и удовлетворение иных потребностей своего ребенка, в том числе физических и физиологических.

Поскольку родители должны сокращать собственное потребление включая свободное время , чтобы увеличить время и ресурсы, которые они тратят на уход за детьми, на их образование, подготовку и здоровье, то даже альтруистичным родителям приходится сталкиваться с выбором между собственным потреблением и инвестированием в человеческий капитал детей. Перед родителями может встать и такой выбор, как оставить наследство или все деньги вложить в детей.

Динамическая модель оптимизации инвестиций в человеческий капитал преподавателей университета

Разработку теории человеческого капитала М. Боумен назвала революцией в экономической мысли. Теория человеческого капитала в её современном виде явилась закономерным результатом генезиса мировой экономической мысли. Ученые постоянно стремятся познать тайну творческой силы человека, выявить её наиболее характерные качества и свойства, оценить, измерить и дать количественную интерпретацию.

Региональная экономика. Теория, модели и методы инвестиции в человеческий капитал и территориальное развитие. Т. Шульц, Э. Денисон, Дж.

Основным критерием, характеризующим экономический рост в настоящее время, выступает показатель ВВП, имеющий значительные недостатки. В ВВП не могут быть отражены качественные характеристики жизни, являющиеся наиболее актуальными в условиях современного общества и при росте которого реальное благосостояние населения может снижаться.

Подходы к определению человеческого капитала неоднозначны и дискуссионны. Но человеческий капитал, охватывает прежде всего качественные характеристики и социальные аспекты развития экономики, поэтому более правильно использовать трактовку социально-экономического роста на макроуровне и социальной экономической эффективности производства — на микроуровне. Во-первых, затраты на образование, которые включают расходы на общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.

Теоретические постулаты и выводы свидетельствуют, что государству более выгодно инвестировать в человека, нежели этого не делать, так как в перспективе это приведет к росту эффективности всей национальной экономики. Полагаем, что инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как важную категорию при объяснении дифференциации заработной платы. По нашим оценкам, годовой доход лиц, получивших качественное образование и использующих его в работе, примерно в раза выше тех, кто не имеет такого образования.

При этом следует абстрагироваться от того факта, что в России имеются индивидуумы, имеющие сверхдоходы при минимальном образовании. Исключения лишь подтверждают правила. Один из авторов теории человеческого капитала Т.

Человеческий капитал в менеджменте (часть 2)